Календарь развития ребенка по месяцам
  • 5.jpg

Календарь развития ребенка по месяцам

 
Первый месяц:
• У ребенка несколько основных рефлексов: "подошвенный" - если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; "сосательный" - если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет cосательные движения; "хватательный" - если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
• Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
• Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.
• Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
• Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.
• К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
• Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.
• Кулачки крепко сжаты.
• Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
• Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
Второй месяц
• Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.
• Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).
• Издавать звуки (агукать).
• Лежа на животе, поднимать голову на 45°.
• В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.
• Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
• Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
• Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».
• Может успокоиться сосанием.
• Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
• Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Третий месяц
• Смеется вслух.
• Капризничает и хнычет, протестующе кричит.
• Гулит в ответ на звуки.
• Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
• Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.
• Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
• На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.
• Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
• Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
• Находит источник звука и света.
• Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.
• Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
• Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.
• Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
• Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Четвертый месяц
• Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.
• Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.
• Произносит первые слоги.
• Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.
• Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
• Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
• Лежа на животе, поднимает голову на 90.
• Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
• При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
• В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
• Громко смеется.
• Визжит от восторга.
• Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
• Переворачивается (в одну или обе сторону).
• Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
• Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
• Смеется, когда его щекочут.
• Затихает, когда слышит музыку.
Пятый месяц
• Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.
• Кувыркается, раскачивается и сгибается.
• Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
• Сосет пальцы на ногах.
• Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.
• Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.
• Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
• С удовольствием рассматривает лица на картинках.
• Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
• Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
• Различает знакомых и незнакомых людей.
• Любит играть во время еды.
• Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
• Осматривается в незнакомой обстановке.
• Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
Шестой месяц
• Пытается ползти на животе.
• Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.
• Перекатываясь со спины на бок.
• Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.
• Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
• Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.
• Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
• Любит играть едой.
• Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
• Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.
• Внимательно вслушивается в речь.
• Откликается на свое имя.
• Издает самые разнообразные звуки.
• У него могут резко меняться настроение и эмоции.
• Долго и тщательно изучает предметы.
• Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.
• Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
• Может сравнивать два предмета.
Седьмой месяц
• Ребенок становится более подвижным.
• Совершенствуется умение сидеть.
• Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
• Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.
• Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые - ползают задом.
• Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
• Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
• Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
• Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
• Гладит свое отражение в зеркале.
• Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.
• Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки "да", "па", "ма", "та", "ба".
Восьмой месяц
• У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
• Ребенок ползает
• Он любит играться сидя, но иногда "заваливается" на бочок
• Может долго играться с предметами
• Привязан к родителям, остерегается посторонних
• Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
• Осознано говорит «мама» и «папа»
• Ползает с игрушкой в руке
• Встает у опоры
• Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
• Хлопает в ладоши и машет руками
• Гладит и целует свое отражение в зеркале
• Все пробует на вкус
Девятый месяц
• Хлопает в ладоши и стучит предметами.
• Поднимает и играет двумя предметами одновременно.
• Может листать толстые страницы картонной книжки.
• Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.
• Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.
• Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.
• Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
• Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.
• Может разворачиваться, когда ползает.
• Сует пальчики во все дырочки.
• Может научиться защищать себя и свои игрушки.
• Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.
• Имитирует различные звуки.
• Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.
• Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
• Выполняет простые просьбы.
Десятый месяц
• Может вставать у опоры.
• Ходит, держась обеими руками.
• Садится из положения стоя.
• Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.
• Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».
• Может унести два мелких предмета в одной руке.
• Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
• Обожает играть с водой.
• Подражает жестам, выражениям лица, звукам.
• Боится незнакомых мест.
• Любит подражать действиям других.
• Понимает и выполняет некоторые просьбы.
• Открывает ящики и исследует их содержимое.
• Любит помещать предметы друг в друга.
Одиннадцатый месяц
• Самостоятельно садиться из положения на животе.
• Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.
• Понимать слово "нельзя".
• Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
• Ходить, держась за мебель.
• Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
• Короткое время стоять без посторонней помощи.
• Отчетливо произносить "папа" или "мама", "дай".
• Выражать свои желания другим способом, кроме плача.
• "Играть в мячик" (катить вам мяч обратно).
• Пить из чашки без посторонней помощи.
• Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).
• Произносить 3 (или больше) слова, кроме "мама" или "папа".
• Отвечать жестом на короткую команду ("дай это мне" - протягивать руку).
Двеннадцатый месяц
• Самостоятельно стоит, ходит.
• Встает из положения сидя на корточках.
• Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
• Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
• Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.
• Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.
• Начинает капризничать.
• Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
• Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.
• Начинает проявлять чувство юмора.
• Откусывает, жует твердую пищу.
• Пользуется ложкой и чашкой.
• Понимает почти все из того, что ему говорят.
• Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.
• Узнает животных на картинках.
• Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.
• Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад!

 

2013 (c) Официальный сайт ТОО «Научно-клинический центр кардиохирургии и трансплантологии» поликлиника «ZHANUYA»